Диорама

воскресенье, 3 марта 2019 г.

Некоторые размышления по поводу построения русской кавалерии в Полтавской битве.



Большой проект по Великой Северной войне приближается к своему завершению. По мере того, как идет подготовка к кульминации всей войны- Полтавской битве,  возникают некоторые вопросы, сомнения, приведшие к размышлениям, с которыми возникла острая необходимость  поделиться.
Речь идет, в частности, по поводу размещения русской кавалерии во время Главного боя Полтавской битвы 27 июня 1709 года. Известно, что после выхода и построения русской пехоты из ретраншемента в девятом часу, фронт пехоты составил более 2 километров. Это легко проверить математическими подсчетами: батальон средней численностью в 400 человек, при пятишеренговом построении, с расстояниями между солдатами пол- метра  будет равен 80- 90 метров. Линия фронта в 24 батальона, при расстоянии между батальонами 10 метров, таким образом будет равна 2160 метров. Этой "зеленой стене" противостояли 10 шведских батальонов, для увеличения фронта растянувшие свои боевые порядки и имевшие расстояние между батальонами более 50 метров. Тем не менее, шведская линия имела в длину 1400- 1500 метров. Увеличить длину фронта за счет кавалерии, поместив ее на флангах пехоты не получилось из- за условий почвы. Кавалерия Крейца на правом фланге была вынуждена встать в тылу пехоты, а конники Гамильтона на левом- уступом сзади своей инфантерии. Артамонов пишет, что даже при 5шеренговом построении русская линия была длиннее на шесть полков.
Так где же располагалась русская кавалерия?
Подавляющее большинство карт  и описаний хода битвы дают расположение наших драгун на флангах пехоты, продолжающее линию фронта последней.







Мы знаем численность кавалерии, количество линий построения. На правом фланге - 45 эскадронов драгун в две линии (23 в первой и 22 во второй) под командованием генерал- лейтенанта Боуэра, 7709 всадников всего. И на левом фланге 24 эскадрона ( 12 в первой и 12 во второй) под командой генерал- майора Хайнске, всего 4800 всалников.                                                                                  
Теперь пара слов о самом поле битвы: расстояние между Яковецким и Будищевским лесами, где были построены редуты- около километра. От редутов до южного фаса ретраншемента- тоже около одного километра. От северного фаса ретраншемента до балки Побыванки ( балка- это бывший овраг)- около двух километров. Туда отступила наша кавалерия, преследуемая шведами. И само поле, где развернулся главный бой- от западной стороны лагеря до Будищевского леса- менее километра. Противников разделяло 800 метров пространства.


Существует план расположения русской армии с указаниями и названиями всех полков.



И "Ордер де баталии войск российских и свейских", который  2 августа 1709 г. царь отправил в Москву из Киева «чертеж о бывшей виктории у Полтавы». Монарх указал «вырезать доску и напе-чатать таких десятков пять или шесть и прислать к нам с реля-циями»



Тем не менее, возникают сомнения о месте расположения русской кавалерии, продолжающей фронт построения всей русской армии. Понятно, что "Ордер" - это схема без привязок к местности. Сам ход сражения подсказывает, что драгуны не находились рядом с пехотой локоть к локтю. Конкретно: при отражении атаки шведской кавалерии генерала Крейса на русское каре из четырех батальонов Нижегородского и Гренадерского Буша  Кстати, полки двухбатальонного состава- значит были задействованы батальоны второй линии ( это об неучастии 2 линии в битве, но об этом подумаем позже), русская кавалерия ударила по шведам с тыла!  А кавалерия правого фланга подключилась к сражению, когда батальоны Гвардейской дивизии Голицына сокрушили врага и приняла участие в преследовании бегущих пехотинцев и схватках с кавалерией каролинцев, которая прикрывала бегство шведов.
Вряд ли это произошло, если бы наши драгуны находились рядом с пехотой, продолжая ее строй.

Так вот, разработчики карт, ровно как и историки ставившие нашу кавалерию строго на флангах пехоты не потрудились посчитать длину фронта драгунских эскадронов при таком построении. Не раз убеждался, что с математикой у историков все сложно. Даже ведущий исследователь темы- уважаемый мной доктор Кротов пишет в своей монографии, посвященной 300 летию Полтавской битвы; " Если следовать военно1топографическим съёмкам1909 г., то южный фас лагеря можно считать равным примерно960 м, западный – 634 м. Площадь ретраншемента при таком рас1чёте составит около шести квадратных километров."    6 км² , Карл! И эти расчеты продолжают гулять из статьи в статью на протяжении 10 лет.

Эскадрон всадников в 180- 200 человек личного состава, построенный в три уставные шеренги составит 100 метров, а то и больше. 23 эскадрона первой линии при минимальных расстояниях между эскадронами будет иметь в длину не менее двух с половиной километров. Соответственно, 12 эскадронов первой линии на левом фланге- более полутора километров. Стало быть, общая длина построения русской армии в Полтавской битве должна составить около шести с половиной километров! И далеко выходить за рамки поля битвы, в чем не было никакой необходимости. Так что, если позволите, высказать личное, не на что не претендующее мнение- русская кавалерия правого фланга  располагалась в тылу и севернее своей пехоты, а драгуны левого- много южнее, почти у поперечной линии редутов. Похожее построение нашел на картах в монографиях Артамонова и Энглунда. Если бы еще эти авторы в текстах своих на это обратили внимание, я бы нисколько не сомневался и не проводил весь этот поиск. 



Я надеюсь на понимание, друзья, за публикацию этого  поста. Для меня это очень важно.



8 комментариев:

  1. Ну зная твою заинтересованность и щепетильность к данному типу вопросов я точно тебя понимаю. Надо-значит надо:)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, спасибо, Андрей! За понимание.

    ОтветитьУдалить
  3. А вот я всегда считал, что у Петра кавалери, скорее заявленной, чем реальной была. Это все же пехота на лошадях. Причем лошадях плохого качества. Думаю и в Полтавской баталии она скорее обозначала свое наличее, чем была.К тому же в голове держим казаков перешедших в стан врага. И надо им было что то противопоставить.

    ОтветитьУдалить
  4. Изучая тему, прихожу к выводу, что кавалерия в Полтавском сражении показала себя не на уровне. Причем, в большей степени это касается шведской кавалерии. За все время битвы- не одной успешной операции. Всюду опаздывала. Ничем не могла помочь гибнувшей пехоте. Факт, что под Переволочной в плен попали в основном кавалеристы говорит об этом.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, о шведах разговор отдельный. Карл-одержим. Он шел вперёд не взирая ни на что. Но, это хорошо сейчас обсуждать. Битва под Лесной, действительно Мать нашей победы. Если позволишь, перенесу "кальку" на Русскую гражданскую войну. Не было бы 2-го кубанского похода, не было бы СССР. Но опять же говорить сейчас легко.

    ОтветитьУдалить
  6. Я совсем профан в истории Гражданской войны. Не могу себя пересилить и заняться изучением. А, вооруженные послезнаниями, мы можем действительно объективно разобраться в исторических событиях. Мы же не подвержены, как говорится у варгеймеров "туману войны".

    ОтветитьУдалить
  7. Всё так. И в связи с этим в очередной раз подтвержу, что лошадёнок, да же самых плохих в Империи жалели в отличие от мужичков. Мужичков-жалко, но Россия большая, бабы новых нарожают. И вот с этим, лозунгом, мы вели большинство войн.

    ОтветитьУдалить
  8. Полностью согласен. Недавно отклонил предложение товарища и оппонента, Паши Орлова заняться историей Средневековой Руси, в рамках хотя бы скирмиша. Не могу. Современным сознанием не могу принять те нравы, что у нас царили. Пригласить братьев на пир и всех шестерых зарезать за столом...

    ОтветитьУдалить